СБОРНИК АКТУАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ ППк ОО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ, 2025 год
3.1. Общие нормативно-правовые документы для образовательных организаций.
1 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (изменения, вступившие в силу с 01.03.2025 Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ):
Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)»
Часть 1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»
Часть 6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
4) создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Статья 41. «Охрана здоровья обучающихся»
Часть 5. Основанием для организации обучения на дому являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и медицинское заключение, выданное медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, о наличии у ребенка заболевания, включенного в перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Основанием для организации обучения в медицинской организации являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и справка, выданная медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, подтверждающая факт госпитализации ребенка в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь..
*Пояснение:
Основанием для организации обучения на дому являются:
- обращение в письменной форме родителей (законных представителей);
- медицинское заключение, выданное в соответствии с приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436 н (Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение
по основным общеобразовательным программам на дому).
Основанием для организации обучения в медицинской организации являются:
- обращение в письменной форме родителей (законных представителей);
- справка, выданная в соответствии с приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н (медицинская справка, подтверждающая нахождение ребенка в медицинской организации).
Статья 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».
Часть 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Часть 5. При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Статья 48. «Обязанности и ответственность педагогических работников»
Часть 1. Педагогические работники обязаны:
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ переименованы категории обучающихся с ОВЗ (по тексту):
- обучающиеся «с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» на обучающиеся «с нарушением интеллекта»;
- обучающиеся «со сложными дефектами» на обучающиеся «с тяжелыми множественными нарушениями развития».
Определяет основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики, порядок проведения индивидуальной профилактической работы, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее – в сфере охраны здоровья), и определяет:
- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
- полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи.
Определяет обязательные требования при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Определяет условия доступности для инвалидов на объектах образования, обследование объекта в целях определения условий доступности, содержание паспорта доступности.
Регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, а также особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 01.11.2024 № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (вступил в силу с 01.03.2025 г.)
Организация деятельности, основные направления и порядок деятельности ПМПК, обследование, документы, оформляемые по результатам обследования.
Определяет задачи ППк, организацию, режим деятельности ППк, проведение обследования, содержание рекомендации ППк, документацию ППк.
Определяет задачи организации по оказанию логопедической помощи, порядок оказания логопедической помощи, в том числе при освоении образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, документы, оформляемые организацией при оказании логопедической помощи.
14. Приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 27.03.2025 № 01-05/292 «О территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях»
Определяет порядок работы территориальной ПМПК (ТПМПК), основные направления деятельности, структура, организацию деятельности ТПМПК, перечень документов для записи на ТПМПК, образцы документов.
3.2. Нормативно-правовые документы для дошкольных учреждений
ФГОС дошкольного образования определяет инвариантные цели и ориентиры разработки адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения. Программа является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
Регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, а также особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Нормативно-правовые документы для школ
Определяет основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики, порядок проведения индивидуальной профилактической работы, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 5. ч.1. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.
Определен перечень заболеваний, которые дают право на обучение по основным общеобразовательным программа на дому.
Определяет совокупность обязательных требований при реализации АООП начального общего образования в ОО, регулирует оношения в сфере образования групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Определяет совокупность обязательных требований при реализации АООП в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Утвержден обновленный образец свидетельства об обучении, определен порядок выдачи свидетельства об обучении лицам с ОВЗ.
Регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методическое пособие разработано с целью улучшения организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма. Оно предназначено для административных работников школ, педагогов, специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов).
О работе с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма и создании условий для их обучения.